|
-->
Современные банкноты имеют целый набор различных средств защиты, затрудняющих их подделку.
Водяные знаки до сих пор являются одним из самых распространенных элементов защиты, поскольку их трудно скопировать. Наиболее распространенными водяными знаками являются портреты исторических личностей, государственные гербы, а также геометрические фигуры (ромбы, кольца, квадраты), волнистые линии. Существует четыре вида водяных знаков: светлые (элементы водяных знаков светлее, чем фон), темные (элементы водяных знаков темнее, чем фон), двутоновые (сочетают первые две разновидности) и многотоновые (сочетают первые две разновидности, но с плавными переходами между элементами). Водяные знаки на бумаге начали делать в Италии в XIII веке. Для этого сгибали проволоку длиной около 5 см в кольцо и накладывали на него перекрестье из кусков проволоки, а затем пришивали его к верхней стороне сетки черпальной формы. Когда влажный слой будущего бумажного листа начинал уплотняться в форме, над проволоками он оказывался тоньше; в результате это место при рассматривании высохшего листа на просвет выглядело немного прозрачнее. Со времени появления бумажной филиграни (около 1270) все водяные знаки на носились этим способом. На бумажных деньгах водяные знаки впервые появились в Англии в 1697 году.
Полутоновая техника. В середине XIX в. англичанин У. Смит изобрел новый способ формирования полутоновых водяных знаков, при котором толщина бумаги в районе филиграни менялась плавно, и водяной знак становился похожим на фотографию с мягкими переходами тонов. Достигалось это благодаря использованию объемного сетчатого экрана, тогда как в традиционном способе проволочная фигура для создания рисунка была плоской.
Денди-роллерная техника. После изобретения бумагоделательной машины с непрерывным бумажным полотном появилась потребность механизировать и процесс формирования филиграни. Дж. Маршалл, английский специалист по ручным черпальным формам, предложил для решения этой проблемы изобретенный им денди-ролл. При денди-роллерном методе проволоки филигранного узора вводились в непросохшую бумагу сверху, тогда как при ручном наоборот - сырая бумага какое-то время лежала на них. По этой причине водяные знаки видны отчетливее на бумаге ручного изготовления. В настоящее время разрабатывается технология получения цветных водяных знаков.
Иногда при производстве бумаги для денег в нее добавляют волокна. Они могут быть окрашенные, то есть видимые невооруженным глазом, и бесцветные, но светящиеся в ультрафиолетовых лучах. Волокна могут распределяться беспорядочно или размещаться в определенных участках бумаги полосами. В Германии со 2-й половины XIX в. для производства денег начали применять бумагу, изобретенную американцем Джеймсом Вилькоксом, с так называемыми "локализированными" волокнами. На стадии отливки бумажной массы к ней добавляли тончайшие цветные волокна, причем выливали их через тонкие трубки, установленные над металлическим ситом бумагоделательной машины. Проверить действительность денежного билета, изготовленного таким образом, можно было, пробуя иглой оторвать цветное волокно. Если цветные полоски были нанесены не по вышеописанной технологии, а типографским способом, поддеть их было невозможно.
Вводятся в мягкую массу при создании бумаги. Диагностика подлинности такой бумаги сводится к проверке ее под специальными ультрафиолетовыми лампами. Иногда флуоресцентные частицы могут создавать определенную композицию или надпись.
Маленькие тонкие разноцветные бумажные диски, иногда с микропечатью, вводятся в бумажную пульпу при изготовлении. Такие конфетти способны светиться в ультрафиолетовых лучах.
Тиснение (например, в виде сетки) заметно при просмотре купюры под определенным углом к свету.
Для точной передачи на купюру всех нюансов изображения оригинал портрета или архитектурного сооружения увеличивается в 10-15 раз и перерисовывается мастером так, чтобы линии копии были на одинаковом расстоянии друг от друга. Пластическая форма создается не столько обычными штрихами, сколько утолщением линий, которые передают движение светотени. Потом этот рисунок фотохимическим способом переносится на стальную пластинку, и уже тогда начинается гравирование по металлу.
Портреты людей на банкнотах, различные виньетки, сетки фона состоят из множества тонких четких линий, которые видны только при большом увеличении. Точно воспроизвести их практически невозможно.
Одна часть изображения печатается на лицевой стороне, а вторая наносится на оборотную. На просвет все элементы совмещающихся изображений должны совпасть и образовать единый рисунок.
|
|
|
Копирование материалов сайта с обязательным указанием активной ссылки Деньги стран мира |