|
Деньги, являются основным мотиватором, когда людям не хватает предметов первой необходимости для выживания, но это вряд ли относится к людям в богатых странах, которые часто имеют денег более чем достаточно, чтобы удовлетворить свои основные потребности в пище и крове. Это особенно верно в отношении генеральных директоров и высокопоставленных руководителей, которые подвержены власти денег и во многих случаях, имеют не один дом, а два или три в разных частях земного шара.
Есть ряд причин, в которых деньги не выступают в роли мотиватора. Во-первых, это приманка в краткосрочной перспективе. Бонусы и повышение заработной платы в начале могут поднять производительность труда, но их сила быстро исчезает. Происходят психологические феномены называемые «привыканием». Люди начинают принимать уровень заработной платы или премии за что-то само собой разумеющееся. Таким образом, для денег, чтобы быть эффективным мотиватором, сумма должна постоянно увеличиваться.
Во-вторых, есть опасность, связанная с использованием денег в качестве основного мотиватора. Люди, которые попадают под власть денег, скорее всего, ставят свои собственные интересы, выше чем долгосрочные интересы компании.
В-третьих, нет никаких оснований полагать, что бонусы будут привлекать таланты и удерживать персонал. Всегда существует кто-то, кто готов предложить больше денег за работу.
В-четвертых, используя деньги, чтобы заманивать талантливых людей от других компаний, часто возникают неприятные последствия. Люди становятся суперзвездами компании, в частности, потому, что они создали сеть отношений внутри компании и знают, как добиться своей цели в этой компании, но эти организационные знания не передаются другим компаниям. Когда звезды начинают работать в новой организации, они часто работают плохо, потому что они должны перестроить организационные знания и социальный капитал, который питал их успехи в их предыдущей компании.
В-пятых, как и спортивные команды, компании добиваются успеха, за счет людей, работающих вместе. Выделение людей на бонусы по итогам работы разрушает командную работу и сотрудничество. Оно также создает чувство обиды, потому что все считают, что они достойны большего бонуса.
В-шестых, выравнивание денежных стимулов трудно сделать для должностей высокого уровня, в которой большинство людей настолько далеки от производственного процесса, что невозможно измерить свой индивидуальный вклад в успешные результаты.
Компаниям необходимо пересмотреть свою веру в силу и власть денег. Если они решили использовать деньги в качестве основной мотивации, то это решение должно быть основано на твердых данных, свидетельствующих о тесной взаимосвязи между денежными стимулами и производительностью труда.
|